Если затапливает эмоциями, или почему психологи не очень любят работать с травмой
Прикосновение к тяжелым воспоминаниям болезненно и часто приводит к выходу из окна толерантности: клиента или затапливает эмоциями, или чувства пропадают, и то, что беспокоило 5 минут назад, — становится неважным.
Когда клиента затапливает эмоциями, психологи совершают две популярные ошибки:
1️. Остановка переработки (и клиент получает опыт, что прикосновение к чувствам опасно, что я действительно не могу с этим справиться, лучше не вспоминать).
2. Продолжение переработки, несмотря ни на что, даже если клиент не согласен (это может выглядеть для клиента как повторение того же опыта насилия, который вы и перерабатываете. Там заставляли и тут заставляют. Я не контролирую ситуацию, у меня нет права выбора).
Ситуация получается диалектичная, но выход все же есть.
В зависимости от клиента, ситуации и опыта ваше клиническое решение будет отличаться. И останавливать, и продолжать, несмотря ни на что, в большинстве случаев неверно.
У клиента есть правило «стоп» и контроль над процессом. Заставить нельзя. Также мы не хотим оставлять открытую рану без лечения, предлагая стабилизацию, как только эмоций слишком много.
Что же делать, если затапливает?
1️. Переработка происходит только в «окне толерантности».
Признак того, что человек находится в «окне толерантности» — возможность быть одной ногой в прошлом и одной в настоящем. Я вижу, что было там, и знаю, что сейчас я с вами на сессии.
2️. Затопление эмоциями при переработке воспоминания — это признак того, что в прошлом много внимания, фокус ушел из настоящего. Значит, нам нужно его вернуть.
3. Возвращаем через когнитивные переплетения.
Самые эффективные, на мой взгляд, в такой ситуации — через отношения терапевт-клиент (“я рядом”, “я с вами”), короткие понятные факты (“это в прошлом”, “сейчас вы в безопасности”, “это очень тяжело, и это закончилось”) и через усиление билатеральной стимуляции (можно попросить быстрее двигать глазами, встать или добавить ещё один вид БЛС).
4. Продолжаем переработку.
Мария Шитикова, EMDR-психолог и супервизор