Как не навредить клиентам с «лишним весом»?
«У моего клиента нет расстройства пищевого поведения. У него просто лишний вес, он много ест, и ему нужно похудеть. С чем работать?»
Это, пожалуй, самый частый вопрос от коллег на супервизиях. Это же очень частый запрос и от клиентов.
Если мы ориентируемся на такой запрос, мы сильно рискуем. При этом, отказываясь от такого запроса, мы рискуем потерять клиента.
На что обратить внимание?
У клиента присутствуют убеждения о сверхценности формы и массы тела.
Его ценность, важность, привлекательность, успешность, возможность быть в отношениях — связаны с весом и формой тела.
Присутствуют эпизоды ограничения и переедания.
Они могут быть неочевидными. Например, это может выглядеть так: только кофе на завтрак, в обед — салатик, а на ужин уже переедание.
Рассказывают обычно только про переедание, опуская, что были ограничения, не считая их таковыми.
Жёсткие пищевые правила без показаний.
Не есть определенные продукты, не есть после шести или вообще после обеда.
Могут быть компенсации: если был праздник и много еды, потом 2 дня разгрузочные или усиленные тренировки.
Почему это важно?
Поддерживая идею лишнего веса, вы рискуете попасть в ловушку.
Многие проблемы, связанные с пищевым поведением, не попадают в категорию расстройств. При этом, есть общие критерии, которые указывают на сложности в этой сфере.
Не учитывая это и ориентируясь на некорректный запрос, симптоматика может не только не снижаться, но и усиливаться, приводя к ещё большим проблемам.
Татьяна Пирогова, EMDR-психолог и супервизор