Почему в жизни только работа?

Работа не волк, в лес не убежит, или кто не работает — тот не ест?
Какие есть функции у работы, и особенно у работы допоздна и без выходных?
Посмотрим на работу через наши любимые очки АПИ (теория адаптивной переработки информации).
Работа бывает единственным местом, где человек чувствует себя успешным, состоявшимся и независимым. Например, в родительской семье было сложно, много ругались, а школа — это тот островок безопасности, который я могу контролировать. Я умею учиться, это зависит только от меня, это мой способ предсказуемого взаимодействия с очень опасным и мало предсказуемым миром вокруг.
Хорошо учиться, как способ контроля окружающей среды. А потом много и усердно работать, потому что мир рушится, но работать я умею.
Работа, как способ заслуживать любовь и чувствовать себя хорошим. В родительской семье были очень важны оценки, успехи, только их и замечали, только за них хвалили, только об оценках спрашивали и обсуждали домашнее задание. Сверхценность достижений. Работа, как способ почувствовать себя нужным, ценным, значимым. Как способ договориться, внести свой вклад в семью и выразить любовь — «я же все для вас делаю, я вас обеспечиваю!» (Только денег никогда недостаточно для эмоциональной связи).
Иногда отношения с работой выстроить гораздо легче, чем создавать дружеские и партнерские связи, человек уходит в работу с головой. И отсюда работа, как избегание близости и отношений. Я занят, я выплачиваю ипотеку. У меня нет времени на эти ваши посидеть, поговорить, да и зачем оно все? В работе все более структурировано и предсказуемо, и в этом случае меньше возможностей столкнуться со своей уязвимостью и внутренней сложностью. В крайних вариантах отношений вообще нет, в менее радикальных — есть, но все силы и время отдаются деятельности, а отношения отходят на второе и десятое место.
Работа, как контакт со своей взрослостью, независимостью. Вариант противоположный первому. Когда взрослый человек отчаянно ищет кто бы его содержал — «у меня деньги приходят через мужчин». Как способ продолжать оставаться в зависимости от других и не взрослеть. Это дает чувство беспомощности и, может быть, именно когда ребенок был максимально беспомощный — на него обращали внимание родители, утешали, обнимали. А игровое поведение, отстаивание своих границ, самостоятельность, вызывала у них тревогу за его безопасность или отчужденность от эмоций — «говорил же тебе, не лезь туда!», «дай лучше я сама сделаю» (вместо тебя). Тогда становится самостоятельной — это значит потерять любовь, стать плохой, не лояльной семье, заставлять тревожиться. А ещё это очень страшно, потому что если в ваши способности не верили — поверить в них во взрослом возрасте сложнее.
Конечно, есть и здоровые отношения с работой или другой основной деятельностью. Но часто можно заметить в себе и в клиентах склонности к одному из полюсов.
Мария Шитикова, EMDR-психолог и супервизор.