Зачем мне EMDR, если я работаю в другом подходе?
Зачем ещё один метод и что он даст? Как совместить с другими подходами? Возможно ли это или нужно выбирать?
Спойлер: да, возможно и отлично сочетаются.
Вот примерный список того, с чем может помочь EMDR-терапия:
Избегание — чувствуется, что есть горячая тема для клиента, нужно туда идти, но ходите вокруг да около, клиент не сознательно уходит в другие темы. В емдр можно взять в переработку недавнюю сложную ситуацию и автоматически попадёте в самое пекло. При этом, если клиенту трудно говорить на эту тему, достаточно спросить есть ли изменения и продолжать переработку.
Ранние детские травмы, о которых нет прямых воспоминаний — иногда, это то как клиент родился, иногда опыт первых двух-трёх лет жизни, доречевой возраст. Также можно затрагивать истории, которые случились не лично с клиентом, а с его предками (аналог системной семейной терапии).
Тяжёлые события, о которых сложно говорить, кажутся неподъемными. Можно разбить ситуацию на несколько более мелких и проработать каждую отдельно (например, изнасилование — момент знакомства, картинки самой ситуации, разговоры вокруг после, оценка близких, последствия). При переработке клиент с помощью терапевта фокусируется на одном аспекте и таким образом постепенно вся ситуация перестаёт быть травмирующей
Желание клиента сохранить тайну — если детали истории или даже саму ситуацию рассказывать не хочется, то есть “тайный” протокол, где терапевт уточняет чувства, ощущения в теле и ещё несколько моментов, не затрагивая информационное поле. Переработка при этом идёт также эффективно.
Нежелание копаться в себе, разбираться — процесс переработки ведёт сам,постепенно распутывая дезадаптивную сеть воспоминаний. Клиенту достаточно присутствовать и иногда отвечать на вопрос есть ли изменения. Терапевту быть рядом и доверять процессу. Уровень болезненности ситуации снижается сам собой.
Отсутствие воспоминаний — если ситуация была слишком травмирующей, то может сработать вытеснение. Факт есть, а эмоций нет (было и было); или клиент знает, что с ним это случилось со слов других. Например, смерть значимого взрослого, длительное пребывание в больнице в детстве.
Терапия в другом методе зашла в тупик. Например, в работе в транзакционном анализе погружение в состояние ребёнка настолько глубокое и полное, что сложно вынырнуть, в когнитивно-поведенческой терапии не работают предложенные задания и способы саморегуляции, в краткосрочной терапии, ориентированной на решение встречается что-то, что мешает прийти к поставленному результату.
Клиент не верит в психотерапию и “как разговоры могут работать”. Пока докажешь, что это не так, он уже может уйти, и вот и доказательство, “и вы мою проблему тоже не решили:). Конечно, в EMDR такой вариант тоже возможен, но вероятность меньше. В таких случаях может сработать магия прибора. Виброфоны жужжат, лампочки горят, наушники тикают, точно что-то происходит. И умные слова про билатеральную стимуляцию и дезадаптивные сети воспоминаний.
Некоторые из этих примеров пересекаются друг с другом, а может пока читали, вам пришло в голову ещё пару сложных ситуаций, где EMDR может помочь. Пишите, добавим и их тоже.
Психотерапия — это интересно.
Мария Шитикова
89213132608