7 техник, которые помогут психологу в работе

При работе с клиентами с серьезной степенью дизрегуляции и диссоциации специалисту полезно иметь арсенал техник заземления, чтобы помочь клиенту стабилизироваться во время любой фазы терапии.
Если клиенты проявляют признаки затопления или оцепенения, они могут оказаться неспособными продолжать отслеживать свои переживания. Одни впадают в панику, теряют ориентацию, и им сложно реагировать на голос специалиста, когда он пытается переориентировать их на то, что на данный момент они находятся в безопасности. У других начинаются флэшбеки, во время которых прошлое внезапно становится настоящим, и они теряют способность наблюдать свои реакции, полностью «попадая» в них.
Все эти признаки указывают на то, что клиенту сложно регулировать свои переживания, поддерживать двойной фокус внимания, перемещаясь между прошлым и настоящим.
Когда клиент теряет способность к саморегуляции и не может оставаться внутри “окна толерантности”, терапевту необходимо провести интервенции по заземлению клиента, переориентировать его/ее на настоящее.
Ниже даны простые стабилизационные техники, которые можно использовать (всегда начинайте со стратегий из начала списка). Все эти интервенции вынуждают клиента изменить состояние с аффективного фокуса на когнитивный/перцептивный/сенсорный фокус для выполнения этих заданий. Они могут помочь клиенту ощутить большее присутствие в кабинете и восстановить двойной фокус внимания, заземлить их в реальности, где на данный момент они в безопасности:
- Переориентация на лицо и голос терапевта
Можете сказать клиенту следующее (частично или целиком):
“Вернитесь ко мне (вернитесь в этот кабинет). Я рядом. Обратите внимание, что вы в моем кабинете, что вы в безопасности. Обратите внимание на это знакомое вам пространство. Вы видите, что я здесь с вами? Вы чувствуете мое присутствие? Оглядитесь по сторонам и вспомните о том, что вы здесь со мной, совершенно в безопасности. Обратите внимание на то, что теперь это всего лишь воспоминание.”
- Дыхание/поза
Напомните клиенту дышать через диафрагму медленно и осознанно. Подышите вместе с ним, обучая ориентироваться одновременно и на вас, и на комнату (см. выше). Предложите ему/ей выпрямить или удлинить позвоночник и ощутить опору, которую дает им кресло/кушетка, как они соприкасаются с ней спиной, а стопами – с полом.
- Сравнение фактур
Попросите клиента потрогать кушетку или кресло, а потом описать или почувствовать, стоящие на полу стопы, или брелок для ключей, или одежду, а затем описать разницу в тактильных ощущениях.
- Перекидывание подушки
Предложите клиенту ловить брошенный ему мягкий предмет, например, маленькую подушку, мягкую игрушку или смятую салфетку.
- Использование мышц антипритяжения
Попросите клиента встать и поднять руки над головой, а затем подвигать руками вверх-вниз, как будто птица хлопает крыльями, или встать на носочки, или сделать приседания.
- Простые арифметические задачи
Попросите клиента считать тройками или четверками, а потом обратно. Суть в том, чтобы дать клиенту задачу достаточно сложную для привлечения внимания, но достаточно легкую, чтобы не вызвать лишней фрустрации.
- “5 на 5”
Попросите клиента назвать 5 предметов, которые он видел в кабинете, и описать каждый из них (визуальный); затем выявить 5 запахов и описать их (обоняние); далее 5 звуков (аудиальный); затем 5 фактур (кинестетический); потом 5 вкусов, если нужно. Если для заземления клиента требуется больше времени, терапевт может предложить выбрать еще 4 новых предмета для каждого органа чувств. Если и этого не хватает, скорее всего, клиенту требуются более серьезные методы стабилизации.
Очень важно возобновить переработку, как только клиент будет к этому готов и получит достаточно ресурса, будь то на этой же сессии или на последующей. Если этих стратегий недостаточно, используйте стратегию контейнирования, попросив их положить это воспоминание или какие-то его аспекты в любой контейнер на их выбор до следующего раза, и/или сделайте упражнение «Безопасное/спокойное место» в качестве дополнительной стратегии стабилизации.
Татьяна Пирогова, EMDR-психолог и супервизор