Качества терапевта
Что помогает терапевту быть эффективным:
Оптимизм терапевта.
Изменения возможны и при совместной работе – неизбежны.
Терапия не всегда может вылечить, но всегда может помочь. Терапевт делится своей субъектностью и своим присутствием с клиентом. Смотрит в будущее клиента с оптимизмом.
Быть зеркалом надежды и силы очень важно.
Вера в клиента.
Позиция «а чего ж вы хотели» неприемлема в любой сфере, и в психологии тоже. Иногда существует идея, что из-за тяжелого прошлого или особенностей человек должен смириться с тем, как есть, и не хотеть невозможного для себя.
Действительно, определенный уровень страдания присутствует в любой жизни, это неизбежно. И с диагнозом, и без него. Но, например, жить более спокойно, иметь отношения, интересную работу — это легитимные цели, к которым можно приходить, учитывая то, что есть КПТСР.
Нужно время, усилия и настойчивость, а также вера психолога в то, что это возможно. Взгляд специалиста может быть как поддерживающим, так и опустошающим.
Баланс между нереалистичными ожиданиями (сегодня зарабатываю рубль, после сессии — миллион) и отсутствием веры в клиента (долгие годы работы, и, может быть, вам станет немного полегче).
Устойчивость.
Клиент может рассказать про ужасные истории, про аморальные мысли или поступки, про то, через что он на самом деле проходит, и что думает о других и о себе.
При этом, терапевт может это выдержать. Клиент не чувствует, что он и его истории — слишком.
Оборотная сторона тоже есть: иногда и эмоциональная реакция терапевта становится валидирующей. Особенно если речь идет о детском опыте клиента.
Это правда не нормально, что было так, что ребенку пришлось через такое пройти, и реакция терапевта подтверждает это. Включенность и устойчивость.
Приверженность целям терапии.
Сохранять линию терапии, не сходить с намеченного пути, держать цель в поле видения и говорить о конкретных шагах к её достижению — очень важно, когда работаем с КПТСР.
И это задача терапевта.
Мы не идем в ту сторону, в которую дует ветер сегодня, потому что тогда нам сложно прийти к результату, и получается брожение по волнам.
Поддержка со стороны коллег.
Участие в интервизиях и супервизиях, обсуждение своих чувств и сложностей. Не оставаться в одиночестве — это не только про клиентов, но и про терапевтов.
Найти сообщество близких по духу людей, с которыми вам легко поделиться.
Уважение ценностей клиента и его целей.
«Клиент заслуживает получить то, что он хочет. Его цели легитимны, то, как он пытается их достичь — нет» (Марша Линехан).
Материал из выступлений Деборы Корн и Долорес Москуэйро, Европейские конференции 2023, 2024 и интервью Марши Линехан.
Мария Шитикова, EMDR-психолог и супервизор