О мышах и людях

«Исследование нейробиолога Дарлин Фрэнсис с коллегами из Университета Эмори, опубликованное в журнале Nature Neuroscience.
Изучали две линии мышей с различиями в поведении. Упрощая, скажем, что одна линия была более тревожной и пугливой. По сравнению со «спокойной» линией, «пугливые» мыши медленнее осваивались в новой обстановке и не так успешно обучались в стрессовых условиях.
Генетики, изучающие мышей, давно знали об этих различиях и связывали их с генетикой. Некоторые данные показали, что матери «спокойной» линии более заботливы, чем «пугливые», — они больше вылизывают и чистят детенышей.
Эти данные допускали возможность, что различия между линиями вызваны типом материнства.
Но затем провели решающее испытание — мыши «спокойной» линии, которые с самого рождения воспитывались «пугливыми» матерями, вырастали такими же спокойными, как любая мышь их линии.
Команда Фрэнсис пошла еще на шаг вперед. Пользуясь технологиями оплодотворения «в пробирке», она пересадила оплодотворенные яйцеклетки от мышей «спокойной» линии
«пугливым» мышам, которые вынашивали их. Контрольной группе «спокойных» мышей пересадили «спокойные» же эмбрионы — на случай, если сама процедура искусственного оплодотворения и имплантации влияет на результат.
После рождения некоторые детеныши «спокойной» линии воспитывались «пугливыми» матерями, а некоторые — «спокойными».
Что же обнаружилось?
Когда мыши, по идее генетически «спокойные», развивались и в утробе, и в младенчестве у «пугливых» матерей — они вырастали такими же «пугливыми», как другие мыши «пугливой» линии.
Те же гены, другая среда, другой результат.
Это поднимает два вопроса. Во-первых, влияние окружающей среды начинается не с рождения.
Какой-то фактор или несколько факторов среды «пугливой» матери во время беременности, уровень стресса или питание влияют на уровень тревоги и способности к обучению у ее детей, даже во взрослом возрасте. Эти механизмы могут быть связаны с изменениями в структуре мозга, гормональным профилем или обменом веществ.
Второй вопрос?
Мыши «спокойной» линии спокойны не только из-за своих генов: среда их внутриутробного и младенческого развития — важный фактор».
«Кто мы такие? Гены, наше тело, общество». Р. Сапольски
Любопытно, что если исследователи не останавливаются на одном шаге, перед ними встают всё новые и новые вопросы, добавляется множество нюансов.
Социальная среда, в которой мы растём и развиваемся, влияет на все последующие поколения.
Это никогда ни что-то одно, изолированное влияние воспитания или гены. Мы неразрывно связаны с общим, большим контекстом. На наше формирование влияет множество факторов.
Мы не можем влиять на все.
Но можем делать то, что в наших силах, в том числе с помощью EMDR-терапии.
Лучше адаптироваться к тому, что есть, обучаясь новым стратегиям, передавая дальше уже новый опыт.
Снижать или сводить к минимуму влияние негативного опыта, который уже был накоплен в предыдущих поколениях.
Татьяна Пирогова, EMDR-психолог и супервизор